May. 7th, 2014

alexthunder: (Doctor)
Когда Джеймс Базби прибыл в 1833-м году в Новую Зеландию, то обнаружил что народ её населяющий прибывает в состоянии которое европейцами считалось за дикость. Ему было очевидно что ожидает аборигенов в ближайшем будущем если всё останется как есть. Басби был человеком действия и решил предпринять попытку исправить положение. Проблема по мнению Базби была в том что у народа Маори не было ни единого полномочного представителя.

Чем же плохо такое положение дел?

Для самого народа не иметь единого представителя не является проблемой само по себе. Проблемой это оказывается когда этому народу оказывается встретиться с другим народом. Для другого народа отсутствие представителя выглядит как остутствие причины и возможности о чём-либо договариваться.

Полномочное представительство может быть как де-юре, так и де-факто. Для взгляда со стороны не важно чем именно обеспечено полномочие представителя. Не важно имеет-ли представитель силу или имеет он право. Важно чтобы было хотя бы одно из них.

Если у представителя есть сила - это значит что с ним есть смысл договариваться. Значит он в силе обеспечить выполнение договорённости. Ещё это значит что он в силе удерживать ситуацию под контролем. Право даёт по сути тоже самое даже если нет силы. С представителем имеющим право можно договариваться потому что договор с ним будет равноценен договору со всем народом. Большинство народа не будет оспаривать договорённости потому что она достигнута с полномочным представителем. Полнота мочи этого самого представителя - это и есть наличие либо права, либо силы, либо и того и другого разом.

Так вот и в Британии когда-то было. Некий Аса взял на себя смелость объявить себя полномочным говорить от имени народа. Кстати в полномочие это входит также и разговор с самим народом, а точнее с любым из его числа. У первого короля Британии Асы было полномочие силы - за его спиной стояли вооружённые люди, известные истории как рыцари какого-то там стола.

Но не все народы одновременно дошли до появления у себя представителей. А некоторые бывало что доходили до этого, а потом вновь это представительство теряли. Наличие у народа явного полномочного представителя говорит о степени образованности этого народа. Не в смысле академического образования, а в смысле образования некой логической целостности, единства хотя бы перед лицом других народов.

Что же случается с народом который не созрел до наличия у себя полномочного представителя? А случается такому народу однажды столкнуться с другим народом. И вот тут-то и начинается самое неприятное. Тот другой народ пытаясь контактировать вступает в переговоры с множеством различных "представителей" каждый из которых утверждает что говорит от имени народа. Но потом оказывается что под народом он понимает лишь часть населения, а другая часть населения с этим "представителем" категорически несогласна и фактически ему не подвластна. Ну тоесть о чём бы вы с таким "представителем" ни договорились - выполняться эта договорённость не будет. Ни по согласию не будет, ни по принуждению.

Такое положение дел для внешней силы означает необходимость, или возможность, в зависимости от намерений, вести диалог с различными "представителями" одновременно. Договариваться таким образом придётся со многими и о разном. Каждого можно отдельно "после уроков" подкараулить и "договориться" с ним можно о чём угодно. Никто не опротестует ибо некому.

Осложняется такое положение дел ещё и тем что любую достигнутую договорённость о чём-либо с кем-либо из "представителей" без полномочий сложно предствить третьей стороне. Любая третья сторона всегда сможет оспорить любой из достигнутых договоров просто потому что договор этот достигнут непонятно с кем. Всегда есть некто на той же земле кто с договором не согласен и кого позабыли пригласить на переговоры. Но и прегласить всех разом на переговоры тоже физически не представляется возможным. Следовательно и толковать любые договоры в такой ситуации возможно в меру удобства.

Кому-то удобно будет истолковать договор как дружески протянутую руку нуждающемуся в помощи, кто-то захочет истолковать это как заговор одной стороны против другой с привлечением помощи от третьей, кто-то скажет что это не договор, а обман и взятие верха над слабыми. Так или иначе любая третья сторона сможет воспользоваться ситуацией в свою пользу и скорее всего не с выгодой для местного населения.

Вот это и беспокоило Джеймса Базби. Он решил исправить ситуацию и объявить для начала себя представителем якобы Британии и от её имени подписать с Маори некое соглашение. Важно было даже не столько то о чём именно это соглашение, сколько тот факт что это соглашение вообще есть с кем подписать. Для этого Базби поспешил обойти ближайшие племена Маори и составить некий договор с их вождями. Те тогда не понимали во что ввязывались. Каждый из вождей думал что договор подписывают лично с ним и сам говорил полномочно лишь от имени своего племени. Много племён вообще не были в курсе событий. Зато у Базби появилась на руках бумага позволяющая утверждать что у аборигенов Новой Зеландии, народа Маори есть действительное полномочное представительство с которым возможно вести диалог и заключать договоры.

Позже губернатор Кобзон продолжил эту работу и составил бумагу известную под названием Treaty Of Waitangi. Это был договор передачи земель Новой Зеландии под полномочное и безусловное распоряжение Британской Короне. Кобзон тоже собрал подписи с длинного списка вождей. Каждый из этих вождей понимал для себя так что с ним заключили договор дающий ему и его племени какие-то права.

Действительной же сутью договора Treaty Of Waitangi было заявление Британии всему цивилизованному миру (Франции, Испании, Гермении, Португалии, Нидерландам и т.д.) о том что мол Новая Зеландия вся целиком безусловно передана именно Британии. Причём передана не в результате захвата военной силой, а именно в порядке добровольного договора залюченного с полномочными представителями. Этой бумаги было на тот момент достаточно чтобы держать в стороне от берегов Новой Зеландии вооружённый флот всех прочих стран. Никто более не пытался высадиться в Новую Зеландию и основать там и своё поселение тоже. Поздно - договор подписан.

Не собери Базби тогда вымышленное по сути представительство народа Маори в некое соглашение, не подпиши Кобзон Treaty Of Waitangi - для всего мира Новая Зеландия бы оставалась пустошью населённую дикими племенами (как и было на самом деле). Каждый бы имел равное с другими право высадиться на любом пока не освоенном европейцами берегу и основать поселение. Что было бы при этом с Маори?

По мнению Базби и по опыту колонизации других земель - Маори бы просто уже и не было бы в помине.

Так вот один человек сумел вовремя разглядеть ситуацию и принять меры по спасению целого народа.

Бывают в истории и другие случаи. Бывает что некий народ имеет полномочное представительство, дипломатию, университеты, армию... а потом вдруг - раз и теряет это всё.

Обычно это случается так что вдруг оказывается что некой отдельной частью народа есть смысл договариваться отдельно от известного всем полномочного представителя. Не важно о чём договариваться и как, важно что есть с кем.

В таких случаях к бывшему ранее полномочным представителю обычно задаётся один единственный вопрос - владеет он полномочием или нет. Ответ на этот вопрос обычно простой - да или нет. При этом внешней силе на самом деле наплевать де-факто это полномочия основанные на обладании силой достаточной для принуждения или де-юро полномочия основанные на согласии народа с представителем.

Важно лишь одно - есть с кем договариваться или нет.

Profile

alexthunder: (Default)
alexthunder

February 2017

S M T W T F S
    1234
567 891011
12131415161718
1920212223 2425
262728    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Aug. 11th, 2025 04:43 pm
Powered by Dreamwidth Studios